Революционный вездеход с кодовым названием "изделие 404C" был создан не случайно. Правительственный заказ на транспортное средство для передвижения в полярных условиях инициировал Институт Арктики. Был создан на заводе имени В. А. Малышева в Харькове совместно с Харьковским авиационным заводом для эксплуатации в Антарктиде.




Иллюстрации: Александр Мороз
В первой антарктической экспедиции в 1955 году использовались трактора ЧТЗ и тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т, которые впоследствии оснастили более мощными моторами и специальными гусеницами.
/imgs/2017/04/11/14/207470/1a2f73bb938994f5c6a1d27226e1fc391c755f0c.jpg)
/imgs/2017/04/11/14/207472/e2f1a902e3932fd2f9e80454c6a7429ba4efdf29.jpg)
Но в результате стало ясно, что имеющиеся транспортные средства не справляются с поставленными задачами, и за дело взялись завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом. Авиазавод должен был спроектировать кузов, а машиностроители - ходовую платформу, на которую он будет поставлен.
/imgs/2017/04/11/14/207452/94ac7e803662da5482a279ec0dc2bf9641d2effe.jpg)
За основу был взят все тот же тягач АТ-Т, построен на агрегатах танка Т-54. Гусеницы сделали длиннее на два катка и шире, чтобы уменьшить удельное давление на поверхность.
Кабина вагонного типа из дюралюминия получила 8-ми слойные теплоизоляцию. На пространстве площадью 28 квадратных метров и высотой более 2 метров разместились позиции водителя и штурмана, 8 спальных мест, санузел и камбуз, обогреватель и радиостанция. Особенностью конструкции стало то, что доступ к двигателю осуществлялся из салона, чтобы ремонт и обслуживание можно было проводить не выходя из теплого помещения.
Впоследствии это, казалось бы удачное решение, показало себя не с лучшей стороны - полностью изолировать кабину не удалось, экипаж постоянно был вынужден дышать выхлопными газами.
Вездеходы были созданы всего за три месяца, как и предполагалось по заказу. Название "Харьковчанка" они получили по местонахождению предприятий-разработчиков. Пять вездеходов отправились в Калининград, их погрузили на борт морского судна, отправилось к стартовой точке экспедиции.
/imgs/2017/04/11/14/207458/e2271d244f9661ac8f10ef783dd40128f7084400.jpg)
Вездеход "Харьковчанка" имеет 520-сильный дизельный мотор, который позволяет тянуть собственные 35 тонн и прицеп массой до 70 тонн. Буксировки тяжелых объектов крайне необходима в арктическом походе, когда весь запас топлива приходится везти с собой.
/imgs/2017/04/11/14/207460/a377c3608dc667b9fcbbfc29915332b7f2fe6f64.jpg)
10 февраля 1959 стартовала экспедиция от станции "Мирный" к Южному полюсу. Маршрут протяженностью 2700 километров был успешно преодолен через полтора месяца.
В 1974 году поступил новый заказ от полярников, и были сделаны еще пять вездеходов, которые прошли серьезную модернизацию. Их назвали "Харьковчанка-2".
/imgs/2017/04/11/14/207464/813e34976b46a34c3a0dee003786d4d1e7212b35.jpg)
Главные изменения получил жилой модуль - кабина стала отдельной, доступ к мотору из жилого отсека ликвидирован. Это позволило избавиться от выхлопных газов в "жилом помещении" и значительно улучшить теплоизоляцию - температура в жилом блоке при полном отсутствии отопления падала всего на один-два градуса в сутки. Вездеходы как первого, так и второго поколения до сих пор несут службу в полярников.
/imgs/2017/04/11/14/207469/79873cf689a61fe2e6576e848071832de627a348.jpg)
В 1980-е годы стартовал проект "Харьковчанка-3", который получил новое совершенствования вездеходов, но с развалом Союза он был закрыт.
ток зарегистрированным