Харьковчанка

Аватара пользователя
Гермес
Шанс на спасение
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 18:44
Репутация: 8
Откуда: Столица

Харьковчанка

Сообщение Гермес » 14 апр 2020, 21:58

По таинственным кодовым названием "изделие 404C" скрывается уникальный отечественный монстр, способный существовать там, где жизни нет.
Революционный вездеход с кодовым названием "изделие 404C" был создан не случайно. Правительственный заказ на транспортное средство для передвижения в полярных условиях инициировал Институт Арктики. Был создан на заводе имени В. А. Малышева в Харькове совместно с Харьковским авиационным заводом для эксплуатации в Антарктиде.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Иллюстрации: Александр Мороз
В первой антарктической экспедиции в 1955 году использовались трактора ЧТЗ и тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т, которые впоследствии оснастили более мощными моторами и специальными гусеницами.

Изображение
Изображение

Но в результате стало ясно, что имеющиеся транспортные средства не справляются с поставленными задачами, и за дело взялись завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом. Авиазавод должен был спроектировать кузов, а машиностроители - ходовую платформу, на которую он будет поставлен.

Изображение

За основу был взят все тот же тягач АТ-Т, построен на агрегатах танка Т-54. Гусеницы сделали длиннее на два катка и шире, чтобы уменьшить удельное давление на поверхность.

Кабина вагонного типа из дюралюминия получила 8-ми слойные теплоизоляцию. На пространстве площадью 28 квадратных метров и высотой более 2 метров разместились позиции водителя и штурмана, 8 спальных мест, санузел и камбуз, обогреватель и радиостанция. Особенностью конструкции стало то, что доступ к двигателю осуществлялся из салона, чтобы ремонт и обслуживание можно было проводить не выходя из теплого помещения.
Впоследствии это, казалось бы удачное решение, показало себя не с лучшей стороны - полностью изолировать кабину не удалось, экипаж постоянно был вынужден дышать выхлопными газами.

Вездеходы были созданы всего за три месяца, как и предполагалось по заказу. Название "Харьковчанка" они получили по местонахождению предприятий-разработчиков. Пять вездеходов отправились в Калининград, их погрузили на борт морского судна, отправилось к стартовой точке экспедиции.

Изображение

Вездеход "Харьковчанка" имеет 520-сильный дизельный мотор, который позволяет тянуть собственные 35 тонн и прицеп массой до 70 тонн. Буксировки тяжелых объектов крайне необходима в арктическом походе, когда весь запас топлива приходится везти с собой.

Изображение

10 февраля 1959 стартовала экспедиция от станции "Мирный" к Южному полюсу. Маршрут протяженностью 2700 километров был успешно преодолен через полтора месяца.

В 1974 году поступил новый заказ от полярников, и были сделаны еще пять вездеходов, которые прошли серьезную модернизацию. Их назвали "Харьковчанка-2".


Изображение
Главные изменения получил жилой модуль - кабина стала отдельной, доступ к мотору из жилого отсека ликвидирован. Это позволило избавиться от выхлопных газов в "жилом помещении" и значительно улучшить теплоизоляцию - температура в жилом блоке при полном отсутствии отопления падала всего на один-два градуса в сутки. Вездеходы как первого, так и второго поколения до сих пор несут службу в полярников.
Изображение
В 1980-е годы стартовал проект "Харьковчанка-3", который получил новое совершенствования вездеходов, но с развалом Союза он был закрыт.

ток зарегистрированным

Реклама
Аватара пользователя
Кляпавций
Шанс на спасение
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 13 сен 2019, 21:48
Репутация: 34
Откуда: Юго-Восток

Re: Харьковчанка

Сообщение Кляпавций » 18 апр 2020, 13:58

Судя по отзывам полярников, хорошая машина. В книжках Санина с теплотой упоминается. Ей бы ещё вместо ДВС маленький ядерный реактор... :-)
Ад пуст. Все черти здесь. В.Шекспир.

Аватара пользователя
Гермес
Шанс на спасение
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 18:44
Репутация: 8
Откуда: Столица

Re: Харьковчанка

Сообщение Гермес » 02 янв 2021, 23:09

Да, интересная. Такая история мне нравится


Вернуться в «Автомобильный»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость